|
СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА * Форматы * Шрифты |
|
|
Версия 1 Этот формат разработан исходя из стремлений cделать несложными:
|
1. Файл со знаменным песнопением имеет структуру простого текстового
файла (ASCII-8) в кодировке Windows (1251).
2. Файл состоит разделов. Раздел начинается в строчке,
первый символ которой — знак процента (%). Следующие за ним подряд
буквы и цифры вместе с ним образуют заголовок раздела.
3. Фиксируются следующие заголовки:
Раздел %Набор важен для обратной связи при необходимости уточнений.
%Название
%Источник —
для обозначения общего характера источника песнопения,
%Архив —
для точного библиографического указания источника, по которому производился набор.
%Набор —
для указания ответственного за набор,
%Расшифровка —
для указания автора нотной расшифровки,
%Примечание —
для записи любой информации, важной для правильной интерпретации песнопения при его воспроизведении человеком или машиной.
%т %з %н —
строчки строки песнопения
Фамилии в разделах %Набор и %Расшифровка записываются в
именительном падеже.
Авторские распевы указываются в разделе %Источник в форме:
%Источник Распев Имя Фамилия
Текст раздела %Название записывается по-церковнославянски,
остальных перечисленных здесь разделов — по-русски.
Текст каждого раздела может занимать несколько строчек.
Строки, в начале которых меньше трёх пробелов, рассматриваются
как продолжение предыдущей.
4. Запись строки песнопения
4.1. Общие правила.
4.1.1. Строка песнопения представляется
одним или несколькими однострочными разделами с заголовками:
%з (строчка знамен),
%т (строчка подтекстовки)
%н (строчка нот).
Эти заголовки заканчиваются пробелом.
Каждая строка песнопения отделяется от соседних разделов пустой строчкой.
Рекомендуется соблюдать деление песнопения на строки в оригинале.
4.1.2. Текст каждой строчки разделяется на «слоги», соответствующие
знамени (в безкрюковой записи — слогу подтекстовки). (Это деление
условно: по сути дела, слогом здесь называется ячейка таблицы, в виде
которой можно представить себе текстовую строку.)
Разделителем слогов является пробел, ему равнозначен символ табуляции.
Несколько подряд пробелов равносильны одному.
4.1.3. Слоги в каждой строчке строки песнопения согласованы,
то есть одинаковые по порядку слоги считаются написанными друг над другом,
даже если это не выражено дополнительными пробелами.
Отсутствие согласованного слога в каком-то месте и соединение
нескольких слов в одно обозначается для текстовой, крюковой
и нотной строчек по-разному.
4.1.4. Слог %т, %з или %н,
указывает, что продолжение этой строчки записано в другом режиме.
Такой слог не входит в счёт слогов для согласованности строчек.
4.2. Крюковая строчка.
4.2.1. Знамена записываются в формате знамен,
4.2.2. Отсутствие знамени в каком-то месте строчки обозначается одиночным знаком подчерка.
4.2.3. Слияние знамен в один слог обозначается тильдой ~ (слияние без пробела)
или двойной тильдой ~~ (слияние с пробелом).
4.2.4. Подобны записываются в круглых скобках вплотную перед первым
знаменем, к которому они относятся.
4.3.Нотная строчка.
4.3.1. Ноты записываются в формате нот.
4.3.2. Отсутствие нотного «слога» в каком-то месте строчки обозначается:
– знаком подчерка (_) — без нотных линеек,
– знаком равенства (=) — с нотными линейками.
4.3.3. а). Подразумевается, что в нотной строчке предусмотрен
ключ, который располагается левее первого слога.
б). Ключ считается отсутствующим, если первый нотный слог
отсутствует (4.3.2).
в). Первые несколько слогов могут быть обозначены каждый одним
только знаком ключа &, что означает перенос ключа в место последнего
из них.
4.4. Подтекстовка.
4.4.1. Церковнославянский текст записывается в разработанном для этого
представлении.
4.4.2. Текст рукописи набирается согласно источнику,
даже если это противоречит позднейшим правилам орфографии.
Проставляются ударения и придыхания.
4.4.3. Непоследний слог в слове заканчивается дефисом,
даже если его нет в рукописи. Пробелы после дефиса не обязательны.
4.4.4. Отстутствие слога между словами обозначается одиночным «подчерком» (_), отсутствие текста слога внутри слова — одиночным
дефисом (-), который в таком случае может набираться
вплотную к дефису предыдущего слога.
4.4.5. Соединение нескольких слов в одно обозначается плюсом (+).
4.4.6. Огласовочные гласные, усматриваемые в рукописи, желательно отличать
от слоговых гласных, заключая их в круглые скобки. Так же следует
выделять ер и ерь, произносимые только при раздельноречии.
4.4.7. Числа набираются арабскими цифрами.
4.4.8. Текст с вариантами. Отличие орфографии рукописи от нормативной
описывается в форме: [текст оригинала|нормативный вариант].
5. Специальные скобки.
Знак процента (%) перед скобкой обозначает вместе с ней «специальную скобку». Специальные скобки указывают на особую
интерпретацию заключенных в них слогов.
5.1. Выделение фит и разводов.
В крюковой и текстовой строчках в фигурные специальные скобки
берутся фиты, в квадратные — их разводы. Знамя, обозначающее развод
(--), считается закончившим фиту и начавшим развод.
В текстовой строке ему соответствует слог %--.
Если фита или развод продолжаются в другой строке песнопения,
открывающую специальную скобку следует повторить.
Закрывающие фигурные и квадратные скобки взаимозаменямы.
5.2. Обозначение странного сдвига в расшифровке.
В нотной строчке в спецскобки заключаются участки «странных» сдвигов:
в квадратные — понижение, в фигурные — повышение. Ноты внутри таких скобках даются без сдвига,
согласно пометам.