Прим№ры bизz Григ•орьева

Е.А.Григорьев. Пособие по изучению церковного знаменного пения.
// Рига, Рижская гребенщиковская старообрядческая община, 1992. — С.32-49.
(зелёным — примечания и исправления «Книжицы».)

ТОЛКОВАНИЕ ЗНАМЕН

1. Мь Стоп•ица г
Мь\  сz hотс№чкой Мьєъ сz б•орзой о
МЬє сz hочк•омъ Мь? сz подв•ерткой ор
 МЬ/ сz hочк•омъ hи hотс№чкой  МЬєъ сz hочк•омъ hи б•орзой ои
     Стопицы ставятся на безударных слогах, обычно в местах, где напев имеет речитативный характер

2. 5 эє Запят•ая к
5 э/ сz hотс№чкой а
5 э+ сz крыж•емъ к, по другому толк. — 4
5 э+\ сz крыж•емъ hи hотс№чкой а

     Запятыми обозначаются обычно низкие звуки, после которых напев переходит в высшую область. Запятая с крыжем ставится чаще вначале песнопения или мелодической фразы.

3. Пк Кр•юкъ прост•ой Пк1 мр•ачной Пк2 св№тлой Пк3 тресв№тлой ш
Пк/ сz отс№чкой л, bэсли сz ohuд•аркой у то ь
Пк- сz зад•ержкой 8
Пк( сz подв•ерткой ло
ПТк) сz подч•ашiемъ шг
ПТк(сz подчаЅ hи подв•ерµ шор

     Крюки мрачной, светлой и тресветлой имеют все разновидности крюка простого, поэтому мы отдельно их не приводим.
     Крюк тресветлой встречается очень редко, чаще используется аналогичное ему знамя — крюк светлой с сокольцем: к2З (пример в оригинале опущен).
     Крюки ставятся на ударных слогах.

4. ПК Паракл•итъ ш
     Параклит имеет все разновидности крюка простого, но не имеет различий мрака и света.
     Параклит ставится только в начале песнопения или мелодической фразы.

5. є8єя) Подч•ашiе прост•ое є8єя1) мр•ачное є8єя2) св№тлое є8єя3) тресв№тлое ор

6. МП•алка г
«М» ! безz степеґ. по±. н
М!ю сz подв•ерткой ор (в оригинале есть и другое начертание подвёртки — косой чертой под палкой)
«П» Лсz л•омкой по
М!\ сz отс№чкой о

7. 7ш Ч•ашка рп   7ТШ п•олная нпа
     Чашка полная встречается только в восьмом гласе.

8. 9єч Скам№ица ол
є8єч сz пом№той єм по
9єч/ сz отс№чкой оь
 9Тч т•ихая гш

9. ж«П»ГолЃбчикъ б•орзой ро
ЛжC со стеЂ. пом№той hи л•омкой ар
ТЭє«П» т•ихой нг
7 ТЭVє со стеЂ. пом№тами нг
     Голубчики ставятся обычно над безударными слогами и односложными словами — и, да, но, со, под.

10. пБеDє Стоп•ица съ двєм)а      (очки) б•орзая лд
ПТеDє т•ихая шщ
     Стопица с двема имеет то же значение, что и голубчик.

11. Ъеє «П» Перев•одка б•орзая ро
 Теє «П» т•ихая нг
     Переводка в отличие от голубчика не имеет своего слога, а продолжает слог предыдущего знамени. Если переводка борзая стоит после звука в статию, то этот звук сокращается наполовину. Например:
6й 5; 6й  Ъеє «П»ерол

12. «Н»+ Кр•ыжъ 4
     Крыж ставится всегда в конце песнопения вместо знамени статия.

13. 5й  Статi)я прост•ая 4
5йэ сz запят•ою 5й+ сz крыж•емъ 4
7Й  мр•ачная 7Ц  св№тлая 6
 ТЙ  тайнозамкн•енная см. Лица-попевки Сковор•отка

14. є8йё Статi)я малозакр•ытая гор
0Йё или 0Йёєъ  среднезакр•ытая щдл
 6ТЙё т•ихая 5ек
     Если среднезакрытой тихой с пометой єєhпредшествует помета єм или єам , то это знамя называется «Фотиза», см. ниже.

15. є8дд Слож•итiя ор
«П»дбд съ разс№кой ор
є8Дтд или є8Дд съ зад•ержкой є8дтд съ т•ихой он
є8дд\ съ hотс№кой є8дд\єъ є8ддєъ съ б•орзой ои
є8ДЁ  съ подч•ашiемъ орп
є8дди съ кЃпной «П»єБдд съ б•орзой «П»удд съ ohuд•аркой тр
є8Дди Или є8Дтди съ кЃпной hи зад•ержкой тн

9ддиили уддисъ кЃпной hи ‡0тс№чкой
Р
єъ9дд\ съ б•орзой hи ‡0тс№чкой Р
9дди ь\  под•обно стоп•ио
9ДЁи съ кЃпной hи подч•ашiемъ трп
є8ддю съ подв•ерткой орп
є8ддтэє или є8ддэє съ запят•ой оре
є8ддэ/єъ съ запят•ой, hотс№чкой hи б•орзой Рп или орп
є8ддэєб съ запят•ой hи б•орзой орп
7ддэєб Љж П!‹ рпло
9ддэєб Љ9Ц ‹ лоро
7ддэєб Љ9Ц ‹ рпро
9ддэєб ЉНьэ‹ лол согласием ниже — пап «4 »
9ддэтю или ддэю съ запят•ою hи подв•ерткой лорп

     В певческих рукописях встречается ещё большее разнообразие вариантов сложитий, значение которых можно установить по аналогии с приведенными примерами.
     Для сохранения правильного ритмического исполнения при пении сложитий с одним вельми борзым звуком (восьмушка) длительность предшествующего сложитию звука нужно уменьшить на вельми борзую величину.
     Например: Пк2 дди лМтр
     По другому объяснению длительность звуков в таком сложитии следует принять трС
     См. также «лица-попевки» №2, №8 и др.

16. МЩИє Дв)а въ челн`у орг
МЩИ-є съ зад•ержкой ор7
МТЩИ-є съ зад•ержкой hи т•ихой гн7
МЩИ/є съ –с№чкой оро
МЩИ(є съ подв•ерткой орор
МЩИ)є съ подч•ашiемъ оргн
СЩИМє съ допоЇ. степ•енной помеµ. рпг
ЩИПє съ допоЇ. степ•енной пом•етой рпш

17. є7Ѕя Стрєл)а прост•ая 6
є7Ѕяо съ ‡0блачк•омъ нСп
є7ЅяЗз съ зєвк•омъ нСо
є7Ѕя)И съ подч•ашiемъ hи к•ачкой не7 прим. вz tд. гcл.
є7Ѕя)Изє съ подч•ашiемъ, к•ачкой hи зєвк•омъ негМл
єъ9Ѕя( съ б•орзой hи подв•ерткой пшМо при±. вz tи гcл.
 7ТЅяИ( съ т•ихой hи подв•ерткой енСп (подвёртка в оригинале чёрная)

18. є7ѕя Стрєл)а гр•омная 6
єє8ѕяИ съ к•ачкой орг
єє8ѕяИсъ зад•ержкой ор7
єє8ѕяИсъ ‡0тс№чкой оро
єє8ѕяИ( съ подв•ерткой орор
єє8ѕя)И съ подч•ашiемъ оргн
єє8ѕяИЗз съ зєвк•омъ оргл
є7ѕяИ Љ  є8ТЅя1 7йЁ ‹ п•ередz стр_Ї. мрај. рпор
ЙЁ є7ѕя под•обно полкул•измы боЇ. прпа
я) еє є7ѕя пdо. подч•ашiе съ перев•одкой рпро «П»

19. єъ9Ѕя1Х Стрєл)а полукрыжев•ая б•орзая ош
єъ9Ѕя1ХО съ ‡0блачк•омъ оло hин•аче ошМо
єъ9Ѕя1Х- съ зад•ержкой о8
єъ9Ѕя1Х/ съ ‡0тс№чкой ол
єъ9Ѕя1Хр съ зад•ержкой hи ‡0блај. ошМо
єъ9Ѕя1ХЗзє съ зєвк•омъ ошМд
 9ТЅя1Х т•ихая гш

     Стрела полукрыжевая тихая имеет те же разновидности, что и борзая. Отличается только первым тихим звуком. В подобных случаях мы не будем приводить эти разновидности.
Вот они:  9ТЅя1ХО  9ТЅя1Х-  9ТЅя1Х/  9ТЅя1Хр  9ТЅя1ХЗзє

20. єъ8Ѕя1 Стрєл)а мр•ачная б•орзая рг
 є8ТЅя1 т•ихая нг
 ТЅя1 «П» безъ степ. помеµ. нг
 є8ТЅя1( съ подв•ерткой нор

     Стрела мрачная имеет все разновидности и значения как борзой так и тихой полукрыжевой стрелы.
Особенностью полукрыжевой и мрачной стрелы является то, что первый звук в них может варьироваться зависимо от попевки: єєм єп или єс єп или єєн єп . Иногда этот звук обозначается дополнительной пометой:  н9ТЅя1Х 

21. єъ9Ѕя2 Стрєл)а св№тлая б•орзая рош
єъ9Ѕя2О съ ‡0блачк•омъ роло
єъ9Ѕя2/ съ ‡0тс№чкой рол
єъ9Ѕя2- съ зад•ержкой ро8
єъ9Ѕя2р съ зад•ержкой hи ‡0блачк•омъ рошМо
єъ9Ѕя2( съ подв•ерткой роло
єъ9Ѕя2) съ подч•ашiемъ рошг
єъ9Ѕя2Т( съ т•ихой подв•ерткой рошг
єъ9Ѕя2)( съ подч•аЅ. hи подв•ерµ. рошор
 9ТЅя2З 
съ сок•ольцемъ
прол
     то же  0ТЅя2З съ сок•ольцемъ ролд
 9ТЅя2 т•ихая нгш

     Стрела светлая тихая может иметь все разновидности борзой.

     В зависимости от попевки стрела светлая тихая имеет и другое значение:
 9ТЅя2 ЉСь‹ нол ; также  9ТЅя2 Љ 7ыє ,,ш ‹
 9ТЅя2 Љ7..я]‹ 6гш

22. єъ8Ѕч Стрєл)а пов•одная прг
 є8ТЅч енг

     Стрела поводная может встречаться почти со всеми разновидностями стрелы светлой.

23. єъ9Ѕч1 Стрєл)а по№здная роло

     Стрела поездная не имеет никаких разновидностей. Можно сказать, она является стрелой поводной борзой с облачком.

24. єъ0ѕя2 Стрєл)а громосв№тлая б•орзая олщ
 0Тѕя2 т•ихая гшщ
     Стрела громосветлая может иметь все разновидности стрелы светлой.

25. єъ8ѕч Стрєл)а возв•одная б•орзая прг
 є8Тѕч т•ихая енг
     Стрела возводная встречается с разновидностями стрелы светлой. В отличие от стрелы громосветлой, относится к более низким согласиям, и поэтому называется еще стрелой громомрачной.

26. єъ0јя2 Стрел)а крыжев•ая глщ или гМьщ
єъ0јя2О съ ‡0блачк•омъ глдл
єъ0јя2( съ подв•ерткой глдл
єъ0јя2) съ подч•ашiемъ глщш
єъ0јя2/ съ ‡0тс№чкой глд
єъ0јя2- съ зад•ержкой гл9
єъ0јя2р съ зад•ержкой hи ‡0блај. глщдл
єъ0јя2З съ сок•ольцемъ нолд

     Стрела крыжевая называется также громосветлой с крыжем или громокрыжной. Встречаются мрачные  јя1  и тресветлые  єБјя3  крыжевые стрелы, они возможны в тех же разновидностях.

27. 0..я] Тр‚яска Лоло
0..я] «М» Лош
0..Тя 0..Тя т•ихая Лг8

28. єъ0..ч1 Трясовзв•одная Лошапрп6

29. є8..я1ХИ Трясостр№льная гММипап6
     Трясовозводная и трясострельная — очень редко встречающиеся знамена. Они могут разниться в начертаниях, но с другими степенными пометами не используются. В соединении с полукрыжевой стрелой: є8..яИ єъ7Ѕя1Х- 7ипа [п6

30. 9йЁ Полкул•измы съ помеµ.{єп} ошМо
7йЁ съ пометой {с} не
«С» =йЁ съ помеµ. равно р5; «В» д8
7йЁєИ съ к•ачкой рпн; согл•асiемъ выше длщ

31. «Н» =йЁєИ Полдал•инки Авав вz высше±. согЇ. [-] Орор
є8йЁ съ помеµ. {єм} агр встрєч. вz tэ глcа.

32. 9ЙЁ Полкул•измы больш•ой олор
7ЙЁєИ съ к•ачкой рпн5 вz tэ глcа.
 є*8ТЙЁ съ т•ихой щзщш

33. 9ыє Зм№ица олор hиногда как олг
9ыМє съ доЂ. по±. олг
 є*8Тыє съ т•ихой щзщш
є8ыє съ по±. єєм чаще всего исполн. порп

34. МЖB Возд•ернутая орор
НЖ за статi)ю 5
     Воздернутая встречается в четных гласах.
В качестве статии применяется редко.

35. «С»,,ш Хам•ила пре или пае
«В»,,ш лдш
«П»,,ш олг
«М»,,ш рре или ь\  ь\  й  ,,ш рр5
«Г»,,ш ввц
     Первый звук хамилы всегда относится к слогу предыдущего знамени.

Например:

С6,,ш

поется:

нп= ре
де- ну де- ну
 
     Чтобы придать это свойство хамилы другим звуковым сочетаниям, часто используются хамилы с разнообразными подобнами. Приведем некоторые:
«С» ь\  й ,,ш пdо. стопиї. со стаµ. п5 н•иже соглcа. єц ы2
«М»ь\  + ,,ш р6 ниже «Н» а4
«П»Ьє ,,ш или ь\  ь\  ,,ш ор
«П»ь\  єЅя1Х ,,ш орг
     Знамя змеица в сочетании с хамилой составляют лицо, т.н. накидку. (см. лица-попевки) ыє,,ш
     В современной практике тихий звук перед хамилой принято увеличивать до статьи.

36. ПЕ или ъGЕ ПаЃкъ рошгн въ tа-мъ глcа.
ПЕ рош7 во tв-мъ hи tи-мъ глcа.
ПЕ рошоре въ tд-мъ hи ts-мъ глcа.
МЕ пргне въ tэ-мъ глcа.
ПБольш•ой рош7
Мпргне
ъCапрпк5

37. ф9Ѕяє Труб)а еро8 иначе Дуд)а
ф9Ѕя(є съ подвеr. ерошМо ф9Ѕяє въ tи-мъ глcа. ерошло

38. ф8йэ Н№мка епргМр

39. «М»  =ТЙё Фот•иза г6епап65
«АМ»  =ТЙё в•ыше соглcа. з9шлол98

40. 7 ,,! Д•ербица вапр выЅ.соглcа. ролд
     Дербица чаще всего применяется вместе с полкулизмой: 0 ,,! =йЁ ролд д8

41. 5.я или гя)я) ..яИ HОс•ока авав
6.я Авав
«М»..Тя безъ стеЂ.по±. hи съ т•ихой ре

42. 9И М•ечикъ лошгра5 или лош7

43. х  Кл•ючъ 44. ьэ  Чел•юстка 45. Р•огъ
     Эти знамена применяются в начертаниях лиц. В отдельности встречаются очень редко, обозначают один звук в статию.

46. Ф Фит)а 47. Ы Зм№ица
     Фита и змеица применяются только в лицевых начертаниях и самостоятельного значения не имеют.