В композиционном отношении каждая мелодия знаменного роспева
второй половины XV-XVII вв. является центоном: она целиком сложена
из регламентированных в системе осмогласия интонационных формул.
Умение выявить составные элементы такой центон-композиции и
разобраться в их звуковысотных и метроритмических особенностях
было необходимо при исполнении репертуара знаменного роспева,
насчитывающего несколько тысяч единиц, где певец ориентировался
на знакомые ему и хорошо отработанные в деталях готовые элементы
мелодических формул. Сделанные ныне фонограммы свидетельствуют
о том, что на границе мелодических форм певцы, как правило,
берут дыхание. В знаменной нотации эти формулы записываются
характерными сочетаниями знамен, узнавание каждого из которых,
что равносильно и распознаванию им записанной попевки или фиты,
было обязательной процедурой для певцов, пользующихся крюковыми
источниками.
Изучение мелодических формул знаменного роспева сейчас проводится,
в основном, на материале созданных в прошлом и сохранившихся
в списках XVII-XVIII веков кокизников и фитников, и поэтому
вопрос о том, каким образом из напева могут быть вычленены образующие
его попевки и фиты, оставался незатронутым в научной литературе.
Деление знаменной мелодии на составляющие ее интонационные формулы
может быть осуществлено несколькими способами.
В певческих рукописях применялся демаркационный знак высокой
точки. Она проставлялась в словесном тексте на уровне середины
вертикальной мачты букв или немного выше и разграничивала колоны,
т. е. отрезки словесного текста, распеваемые интонационными
формулами центона. Подобным образом расчленен и текст ненотированных
служебных певческих книг. В созданных позднее рукописных источниках
демаркационный знак не употребляется и в тексте проставляются
знаки препинания, местоположение которых в целом совпадает с
местонахождением высокой точки. Иногда в этих местах оставляется
небольшое расстояние, которым разграничены друг от друга слитно
написанные тексты колонов и формул.
Главным и, пожалуй, наиболее точным признаком мелодических формул
центона служит крюковое начертание. Кадансовый раздел каждой
формулы записывается в знаменной нотации характерным последованием
знаков. Конец мелодических формул точно фиксируют знамена —
статья простая мрачная, светлая и гораздо реже — палка воздернутая,
хамила, труба, паук и др. И, наоборот, начало некоторых разделов
напева выделено знаками параклит или запятая с крыжем. В нотнолинейных
транскрипциях такие семиографические признаки отсутствуют.
Сегментация напева может быть произведена, также и по мелодическому
рисунку. Певческая формула заканчивается интонационно ярким
кадансовым оборотом с характерным для этого участка мелодии
укрупнением ритма. На грани двух певческих формул обычно происходит
смена направлений мелодического движения, здесь возможны также
интервальные скачки.
Конец мелодической формулы совпадает с концом слова, слоги которого
не переносятся на мелодию соседней попевки. Исключениями становятся
только те участки напева, где использован следующий прием: начальный
двухзвучный восходящий ход попевки, записанный в этом случае
знаком переводка, присоединяется к предшествующей мелодической
формуле, конечным элемент которой соответственно укорачивается.
Словораздел находится здесь между начальным восходящим ходом
и остальной частью второй попевки, а, следовательно, не совпадает
с границей попевок.
В записанных крюками или линейными нотами знаменных песнопениях
границы каждой из составляющих их мелодических формул, таким
образом, могут быть выявлены с учетом следующих признаков: демаркационный
знак высокой точки (в известной мере и знаки препинания), расстояние
в написании текста и крюков, типичные знаковые последования
и характерные знамена, кадансовые обороты, смена направления
мелодического движения, интервальные скачки и словораздел. По
мере накопления практического опыта здесь вырабатываются определенные
навыки, позволяющие пользоваться лишь некоторыми из этих показателей.
Вырабатывается также техника быстрого узнавания мелодических
формул и их знакового начертания, необходимого для исполнения
знаменных мелодий и для прочтения записанных крюками источников.
С учетом этих признаков могут быть обработаны также кокизники
и фитники прошлого, в которых, как показало их исследование,
материал далеко не всегда точно отобран, и среди образцов мелодических
формул здесь можно найти фрагменты, не имеющие самостоятельного
значения, или, наоборот, отрезки более сложного строения.
Отдельные положения данной схемы могут быть использованы и при
сегментации песнопения других стилистических традиций древнерусского
пения, например, старознаменный роспев к. XI — пер. пол. XV
в., большой роспев и др. В ненотированных певческих служебных
книгах демаркационный знак высокой точки позволяет уточнить
в словесном тексте действия каждой формулы той мелодии «на подобен»,
которой должен быть озвучен текст и о которой дается соответствующее
указание в заголовке.
При публикации знаменных песнопений необходимо сохранять демаркационный
знак, опускаемый сейчас в некоторых изданиях. Мелодические формулы
центона могут быть отдалены на небольшое расстояние друг от
друга или выделены специальным знаком отвесной черточки между
четвертой и пятой линейкой нотного стана, как это принято в
расшифровках византийского пения.
Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ансамбли». Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». Ленинград, 18-24 мая 1981 года. Москва, 1984, с.47-50.