Б.П.Карастоянов

СЕГМЕНТАЦИЯ МЕЛОДИЙ ЗНАМЕННОГО РОСПЕВА

     В композиционном отношении каждая мелодия знаменного роспева второй половины XV-XVII вв. является центоном: она целиком сложена из регламентированных в системе осмогласия интонационных формул.
     Умение выявить составные элементы такой центон-композиции и разобраться в их звуковысотных и метроритмических особенностях было необходимо при исполнении репертуара знаменного роспева, насчитывающего несколько тысяч единиц, где певец ориентировался на знакомые ему и хорошо отработанные в деталях готовые элементы мелодических формул. Сделанные ныне фонограммы свидетельствуют о том, что на границе мелодических форм певцы, как правило, берут дыхание. В знаменной нотации эти формулы записываются характерными сочетаниями знамен, узнавание каждого из которых, что равносильно и распознаванию им записанной попевки или фиты, было обязательной процедурой для певцов, пользующихся крюковыми источниками.
     Изучение мелодических формул знаменного роспева сейчас проводится, в основном, на материале созданных в прошлом и сохранившихся в списках XVII-XVIII веков кокизников и фитников, и поэтому вопрос о том, каким образом из напева могут быть вычленены образующие его попевки и фиты, оставался незатронутым в научной литературе.
     Деление знаменной мелодии на составляющие ее интонационные формулы может быть осуществлено несколькими способами.
     В певческих рукописях применялся демаркационный знак высокой точки. Она проставлялась в словесном тексте на уровне середины вертикальной мачты букв или немного выше и разграничивала колоны, т. е. отрезки словесного текста, распеваемые интонационными формулами центона. Подобным образом расчленен и текст ненотированных служебных певческих книг. В созданных позднее рукописных источниках демаркационный знак не употребляется и в тексте проставляются знаки препинания, местоположение которых в целом совпадает с местонахождением высокой точки. Иногда в этих местах оставляется небольшое расстояние, которым разграничены друг от друга слитно написанные тексты колонов и формул.
     Главным и, пожалуй, наиболее точным признаком мелодических формул центона служит крюковое начертание. Кадансовый раздел каждой формулы записывается в знаменной нотации характерным последованием знаков. Конец мелодических формул точно фиксируют знамена — статья простая мрачная, светлая и гораздо реже — палка воздернутая, хамила, труба, паук и др. И, наоборот, начало некоторых разделов напева выделено знаками параклит или запятая с крыжем. В нотнолинейных транскрипциях такие семиографические признаки отсутствуют.
     Сегментация напева может быть произведена, также и по мелодическому рисунку. Певческая формула заканчивается интонационно ярким кадансовым оборотом с характерным для этого участка мелодии укрупнением ритма. На грани двух певческих формул обычно происходит смена направлений мелодического движения, здесь возможны также интервальные скачки.
     Конец мелодической формулы совпадает с концом слова, слоги которого не переносятся на мелодию соседней попевки. Исключениями становятся только те участки напева, где использован следующий прием: начальный двухзвучный восходящий ход попевки, записанный в этом случае знаком переводка, присоединяется к предшествующей мелодической формуле, конечным элемент которой соответственно укорачивается. Словораздел находится здесь между начальным восходящим ходом и остальной частью второй попевки, а, следовательно, не совпадает с границей попевок.
     В записанных крюками или линейными нотами знаменных песнопениях границы каждой из составляющих их мелодических формул, таким образом, могут быть выявлены с учетом следующих признаков: демаркационный знак высокой точки (в известной мере и знаки препинания), расстояние в написании текста и крюков, типичные знаковые последования и характерные знамена, кадансовые обороты, смена направления мелодического движения, интервальные скачки и словораздел. По мере накопления практического опыта здесь вырабатываются определенные навыки, позволяющие пользоваться лишь некоторыми из этих показателей. Вырабатывается также техника быстрого узнавания мелодических формул и их знакового начертания, необходимого для исполнения знаменных мелодий и для прочтения записанных крюками источников.
     С учетом этих признаков могут быть обработаны также кокизники и фитники прошлого, в которых, как показало их исследование, материал далеко не всегда точно отобран, и среди образцов мелодических формул здесь можно найти фрагменты, не имеющие самостоятельного значения, или, наоборот, отрезки более сложного строения.
     Отдельные положения данной схемы могут быть использованы и при сегментации песнопения других стилистических традиций древнерусского пения, например, старознаменный роспев к. XI — пер. пол. XV в., большой роспев и др. В ненотированных певческих служебных книгах демаркационный знак высокой точки позволяет уточнить в словесном тексте действия каждой формулы той мелодии «на подобен», которой должен быть озвучен текст и о которой дается соответствующее указание в заголовке.
     При публикации знаменных песнопений необходимо сохранять демаркационный знак, опускаемый сейчас в некоторых изданиях. Мелодические формулы центона могут быть отдалены на небольшое расстояние друг от друга или выделены специальным знаком отвесной черточки между четвертой и пятой линейкой нотного стана, как это принято в расшифровках византийского пения.

Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ансамбли». Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». Ленинград, 18-24 мая 1981 года. Москва, 1984, с.47-50.