Божидар Карастоянов
В таблице простейших элементов сначала указывается функция тонемы
и уточняется использованная здесь модель. Затем объясняется реализация
тонемы как простой просодемы, случаи, когда она в сочетании с другими
тонемами входит в состав сложной просодемы, выделены в самостоятельный
раздел таблиц. Определяется знамя, которым записывается тонема-просодема.
Отмечаются поздние дополнения к знамени, связанные часто с иной трактовкой
мелодического элемента — указательная помета, степéнная помета и
признáк. Дается нотнолинейная транскрипция. Везде использованы словесные
толкования, невменный и нотно-линейный показ материала — формы уже
апробированные в старых теоретических руководствах, наполненные здесь
новыми моментами.
В комментариях объясняются подробнее отдельные положения. Также рассматриваются
уже имеющиеся другие характеристики, потому что сейчас очень важно
преодолеть барьеры недоступности более ранних, весьма интересных
в концепционном отношении трактовок, и дать оценку всей научной традиции,
чтобы увязать наши изыскания с ужа найденными, хотя и специфично
фор<495>мулированными в прошлом объяснениями и взять отношение
к тем подходам, которые так или иначе уводят от сути явлений.
ТОНЕМЫ, ПРОСОДЕМЫ, ЗНАМЕНА.
1.1.
Речитативный повтор — краткая однозвучная тонема, КО.1 Простая неакцентная просодема. Знамя стопица2. Указательная помета «равно»3. Если первая из стопиц находится на иной высоте по отношению к предваряющему знамени — степенная помета. Признáк.4 Половинная нота. |
1.2. Та же тонема с дополнительной функцией начального элемента всего песнопения или какого-то его раздела... Знамя параклит... |
2.1. Тонема вершина мелодической волны — краткая однозвучная, КО. Простая акцентная просодема. Знамя крюк светлый. Как показатель низкого речитатива - крюк мрачный. |
Варианты с определенной позицией в звукоряде, вероятно более позднего происхождения... |
2.1a. Та же тонема. Простая, но неакцентная просодема. Знамя палка... |
2.2. Снова тонема вершина мелодической волны — долгая однозвучная, ДО. Простая акцентная просодема. Знамя статья светлая, стрела простая... |
2.3. Также тонема вершина мелодической волны — краткая двузвучная восходящая, КДВ. Простая акцентная просодема. Знамя скамейца... |
3.1. Тонема подступ к вершине, или низкий элемент — краткая однозвучная, КО. Простая неакцентная просодема. Знамя запятая... |
3.2. Также тонема подступ к вершине — краткая двузвучная восходящая. Простая неакцентная просодема. Знамя голубчик борзый... |
3.3. Низкий элемент с дополнительной функцией финалиса - долгая однозвучная тонема. ДО... Знамя статья простая... |
1.1. Двутонемное сочетание подступа к вершине... и вершины — краткая двузвучная восходящая и краткая однозвучная юнемы, КДВ/КО. Сложная акцентная просодема. Знамя стрела светлая. Более позднего происхождения варианты записи с определенной позицией в звукоряде... |
1.2. Сочетание тех же тонем, реализованных краткой двузвучной восходящей и долгой однозвучной, КДВ/ДО... Знамя стрела светлая с оттяжкой... |
2.1. Двутонемное сочетание вершины и спада — краткая однозвучная и краткая однозвучная, КО/ЛО. Сложная акцентная просодема. Знамя крюк светлый с подчашием... |
3.1. Двутонемное сочетание вершины и спада — краткая двузвучная восходящая и краткая двузвучная нисходящая, КДВ/КДН. Сложная акцентная просодема. Знамя статья со змийцей... |
МОТИВЫ, ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ, ЗНАКОВЫЕ ГРУППЫ.
1.1. Кадансовый мотив восходяще-нисходящего типа — ПРИГЛАСКА, ПРИГЛАСНАЯ, ТАГА'НЕЦ, толча'нец, ПОСО'ВЕЦ, ЗАГРА'ДНАЯ, ЗАГЛАВНАЯ.5 Пятитонемный, шестиморный: подступ к вершине — краткая двузвучная восходящая тонема, КДВ (I 3.2), вершина — краткая однозвучная тонема, КО (I 2.1), спад — краткая однозвучная тонема, КО, спад — также краткая однозвучная тонема, КО, низкий финалис — долгая однозвучная тонема, ДО (1 3.3). Тонемы высотно органи<501>зованы мелодической волной. Устоем служит тонема финалис, с ней соизмерима вершина, расстояние между которой и финалисом заполняется двумя тонемами спадами, начальная тонема подступ прилегает к тонеме вершине. Мотив имеет постоянную высоту во втором, четвертом, шестом и восьмом гласе (в таблице указано римскими цифрами). Пятиэлементное просодическое звено из простых просодем, вторая из них акцентная (в кадансовых мотивах конечный элемент может быть как акцентным, так и неакцентным). Озвучивает слоговую группу того же ритмического склада (а). Группировкой тонем в сложные просодемы образуются варианты, которыми исполняются тексты без предакцентного слога (б,г,д,и,л) или с меньшим числом послеакцентных слогов (в,г,д,е,ж). Мотив редко принимает текст с бо'льшим числом послеакцентных слогов, и в этих случаях с повторением вершины (редко употребляемый прием) увеличивается число послеакцентных просодем (з,и,к,л)...6 Знаковая группа из пяти знамен: голубчик борзый (I 3.2), крюк светлый (I 2.1), стопица, палка, статья простая.7 При группировке тонем в сложные просодемы используются соответствующие сложные знамена: стрела светлая (1А 1.1), крюк светлый с подчашием (1А 2.1), крюк мрачный с подчашием, стрела светлая с подверткой (трехтонемное сочетание подступа, вершины и спада). Повторение вершины записывается тем же знаменем крюк светлый или знаменем стопица, что не оправдано, так как она есть знак повторов... |
1.2. Кадансовый мотив восходяще-нисходящего типа — КУЛИ'ЗМА СРЕ'ДНЯЯ, КУЛИ'ЗМА СКАМЕ'ЙНАЯ, КУЛИ'ЗМА ВЫСО'КАЯ. Шеститонем-ный восъмиморный мотив... Пятиэлементное просодическое звено: две простые просодемы (I 3.2, I 2.1а), акцентно сложная двутонемная просодема и две простые просодемы. Озвучивает слоговую группу того же ритмического склада (а)... Основная знаковая группа из пяти знамен: голубчик борзый (I 3.2), палка(I 2.1а), условные «тайнозамкненные» знаки полкулизма и статья простая закрытая, знамя статья простая (I 3.3)... |
2.1. Кадансовый мотив восходящего типа — ПОДЪЕ'М, ВОЗМЕ'Р, ВОЗВО'Д, КО'РА, КОРИ'ЦА, КУ'НДРА, ПОСТУ'ПЕЦ, РО'МЦА, РЫ'МЗА, РУ'ТВА, ША'ДРА и др. Трехтонемный, четырехмерный и ... Трехэлементное просодическое звено из простых просодем... Трехзнаковая группа: знамя запятая (1 3.1), голубчик борзый (I 3.2) и статья светлая (I 2.2). |
3.1.1. Речитативный мотив, семитонемный, семиморный: подступ к вершине (I 3.2) вершина — краткая однозвучная тонема КО (I 2.1), повторы речитатива — краткие однозвучные тоиемы, КО КО КО КО (I 1.1), понижение в конце речитатива — краткая двузвучная нисходящая. Высотным устоем служат речитативные повторы. Вершина на ступень выше... Просодическое звено из простых просодем, где вторая является акцентной... При меньшем количестве послеударных сло гов производится сокращение оставшихся незанятых повторов (г-ж, и-л, н-п, с-у, х-ч) и неиспользованного конечного повтора. Незанятая слогом начальная тонема присоединяется к последующей тонеме вершине (б,е,к,о,т,ц) или в определенных случаях опускается (в,ж,л,п,у,ч). При отсутствии ударного слога опускаются и соответствующие начальные элементы мотива (г,з,м,р,ф). Основная знаковая группа из пяти знамен: голубчик борзый (I 3.2), крюк светлый (I2.1), стопица, стопица, стопица, стопица (I 1.1), стопица с очком. Начальное тонемное сочетание записывается сложным знаком стрела светлая или его вариантами — стрела поводная, стрела громомрачная, стрела громосветлая, стрела тресветлая В сокращенных вариантах мотива опускаются соответствующие знамена. Знаменем параклит обозначается речитативный повтор, когда с него начинается всё песнопение или какой-либо его раздел... |
3.1.2. Тот же речитативный мотив, в котором вершина находится на две ступени выше речитатива. Она подтягивает наверх последующую тонему, становящуюся связкой между речитативными повторами и вершиной (принцип подвешенной на разной высоте нитки с бусинками)...и др. |
3.1.3. Редко употребляемый вариант того же мотива, вершина которого опущена на уровень речитативных повторов. |
3.2.1. Речитативный мотив той же модели, где подступом служит краткая однозвучная тонема (I 3.1)... |
3.3.1. Речитативный мотив той же модели, где вершина реализована долгой однозвучной тонемой... |
3.3.2. Вариант того же мотива, вершина которого опущена на уровень речитативных повторов. |
4. Речитативный мотив, в сокращенном варианте —мотив опевание... Просодическое звено из пяти простых просодем, используется редко... Обычно применяется краткий вариант... |
II А. МЕЛИЗМАТИЧЕСКИЕ ФРАЗЫ, ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЗВЕНЬЯ, «ТАЙНОЗАМКНЕННЫЕ» ЛИЦА, РОЗВОДЫ.
1.
Мелизматическая фраза — КРА'СНАЯ, ПОЛУКРА'СНАЯ, ВОЛЫ'НКА КРА'СНАЯ.
Тонема подступ к вершине — краткая двузвучная восходящая, КДВ (I
3.2), вершина — краткая однозвучная, КО (I 2.1) и развернутый вокализ.
Начальная тонема, как обычно, реализуется простой неакцентной просодемой.
Тонема вершины также является акцентной, <507>но в новых условиях группируется
с последующим вокализом. В определенных местах вокализа вводятся
послеакцентные слоги.
Знаковая группа, включающая знамена голубчик борзый (I З.2), крюк
светлый (I 2.1) и «тайнозамкненное» лицо — сложитие, змийца, фита,
змийца и статья светлая, — записывающее сокращенным способом вокализ.
При группировке начальных тонем используется знамя стрела светлая
(1А 1.1). Полная запись вокализа осуществляется «розводными» знаменами.
Нотнолинейная транскрипция с сокращениями, где вводится характерный
знак фита и в полном виде.
Третья таблица включает формулы предложений, которые по своему видовому
признаку принадлежат двум основным группам — попевки и фиты. Отдельно
помещены сочетания этих формул. Запись также осуществлена знаменами
и линейными нотами. Небольшой цезурой в нотном стане разграничены
образующие формулу мотивы и фразы. Разделы, общие для семейства попевок
или фит, в целях упрощения изложения не выписываются заново и фиксируются
толстой горизонтальной чертой. Тонкими чертами отмечены участки просодических
звеньев, а их отсутствие означает, что соответствующие разделы формулы
сокращаются из-за небольшой величины текстовых колонов. Римскими
цифрами указана гласовая принадлежность формул.
Словесными определениями раскрыты особенности состава, просодической
схемы и нотации. В комментарии рассматриваются также материалы ранее
созданных таблиц и имеющихся уже иных толкований формул.
<508>ПОПЕВКИ
1.
Попевка ЗАГРА'ДНАЯ, ПРИГЛА'СКА, ПРИГЛА'СНАЯ, ТАГА'НЕЦ, ТОЛЧА'НЕЦ,
ПОСО'ВЕЦ, ЗАГЛА'ВНАЯ.
1.1 Четырехмотивное образование (в обратном порядке): кадансовый
мотив (II 1.1), мотив опевания, (II 4.1) и речитативный могив (II
3.1.3), реализованные на высоте строки «соль», а в самой начале речитативный
мотив (II 3.2.1) в низкой позиции на строке «ми». Вариант попевки,
где кадансовый мотив снабжен иной концовкой — «с пауком».
Четыре просодийных звена (а). Масштабные варианты с сокращением незанятых
текстом мотивов (б,в,г). Варианты с группировкой мотивов в сложные
просодические звенья и с сокраще<509>нием мотивов (д,е,ж,з).
1.2. Иная формула семейства попевки, в которой третий с конца мотив использован в другой своем варианте — с более высокой позиции вершины (II 3.1.2). В соответствии с этим начальный фрагмент речитатива здесь реализован в высокой позиции на той же строке «соль»...
2.1.
2.2.
Попевка КУЛИ'ЗМА СРЕ'ДНЯЯ, КУЛИ'ЗМА СКАМЕ'ЙНАЯ, КУЛИ'ЗМА ВЫСО'КАЯ.
2.1 Четырехмотивное образование: кадансовый мотив (II 1.2), далее
смотри попевку III 1.1...
2.2 Иная формула данного семейства — смотри попевку III 1.2...
<510>3.1.
3.2.
3.3.
Попевка ПОДЪЕ'М,ВОЗМЕ'Р, ВОЗВО'Д, КО'РА, КОРИ'ЦА, КУ'НДРА, ПОСТУ'ПЕЦ,
РО'МЦА, РЫ'МЗА, РУТВА, ША'ДРА и др.
3.1. Трехмотивное образование: кадансовый мотив(II 2.1), перед ним
мотив опевания (II 4.1) и один из речитативных мотивов (III 2.1),
реализованные на низкой строке «ре»...
<511>3.2. Иная формула данного семейства попевки, четырехмотивное образование:
кадансовый мотив (II 2.1), уже знакомая пара мотивов (II 4.1) и (II,
3.1.1) на этот раз использованных на высоте СТРОКИ «фа» и фрагмент
мотива (II З.2.1) в низкой позиции на строке «ми»...
3.3. Еще одна трехмотивная попевка данного семейства, с начальным
речитативным мотивом, вершина которого реализована долгой однозвучной
тонемой... (II 3.3.1)
III А. ФИТЫ.
1.1.
1.2.
Фита КРА'СНАЯ, ПОЛУКРА'СНАЯ, ВОЛЫ'НКА КРА'СНАЯ
1.1. Четырехэлементное образование: мелизматическая фраза (IIA 1),
два речитативных мотива (II 3.3.1) и (II 3.3.2) реализованных на
строке «фа», а в самом начале фрагмент речитативного мотива на строке «ре»...
1.2. Другая фита данного семейства, где фраза предваряется иными двумя
мотивами, первый из которых — речитативный —реализован на строке «ре».
III Б. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(сочетания попевок и фит).
1.1.
Сочетания попевок ПОДЪЕ'М (III 3.1) и КУЛИ'ЗМА СРЕ'ДНЯЯ (III 2.1ж)...
Характерный знак комбинации — знамя труба, записывающее трехтонемное
сочетание элементов кадансового мотива первой попевки. Его производный
усложненный вариант — с подверткой — передает еще более сложную просодему,
где на долгую тонему накладывается двузвучная нисходящая тонема...
<513>1.2.
Другое сочетание попевки ПОДЪЕМ (III 3.1) с иным вариантом КУЛИ'ЗМЫ
СРЕДНЕЙ (III 2.1г )...
Характерное знамя — стрела светлая с сорочьей ножкой передает сложную
просодему с наслоением начальной тонемы мотива-опевания (II 4.1)
на конечную тонему первой попевки...
2.
Сочетание попевки ПОДЪЕ'М (III 3.1) с фитой КРА'СНАЯ (IIIA 1.1)
Сочетание попевок КУЛИ'ЗМА СРЕ'ДНЯЯ (III 3.2) и ПОДЪЕ'М (III 3.2).
(Начало кадансового мотива первой попевки сходно с мотивом опевания
на строке «фа», предваряющий кадансовый мотив второй попевки ).
<514>
БИБЛИОГРАФИЯ
Рукописные источники (выборочно)
«Толкование надписания» — кон. XV в., ГИМ, Син.певч.собр., № 139,
л.197 об. — 198; «Знаменье» — кон. XV — нач. ХVI вв., ГИМ, Эпарх.
собр., № 184, л. 245-246; «Сказание знамением како именуется» — XVI
в., ГПБ, ГПБ, Солов. собр., № 283/277, лл. 252-252 об .; «А се указ
знамению» — ХVI в., ГБЛ, Пискар. собр., № 34, л.516.
«Сказание о еже како поется коеждо знамя в коемждо гласе, или како
имянуется» кон. ХVI в., ГПБ, Солов, собр., № 293, л. 131; «Сказание
како поется знаме ... коеждо различно» —перв. пол. XVI в., ГИМ, Увар.
собр., № 694, 4°, л. 337-338.
«Сказание како поется коеждо знамя в коемждо гласе различно» — кон.
XVI в., ГПБ, Солов. собр., № 293, лл. 131-134 об . «Сказание како
поются попевки в котором гласе» — перв. пол. XVI в., ГИМ, Увар, собр.,
№ 694, 4°, лл. 338-338 об.
«Имена строкам како которая зовется и как поется» — втор.
четв. XVII в., ГБЛ, собр. В.Ф. Одоевского, ф. 210, № 1; л.1-11 об.
«Сия кокизы розводных строк» — там же, лл.88 об. — 94 об.; (без названия)
- сер. XVII в., ГБЛ, собр. Д.В.Разумовского, ф.379, №15, л.5 об.
- 8; «Книга глаголемая кокизы сий речь ключь столповому знамени —
тр. четв . XVII в., ГИМ, Син. певч собр., № 219, л. 367 (386) — 370 «Кокизник столпового зна(мени)» — там же, л. 370-376; «Имена попевкам»
- посл. четв . XVII в., ГБЛ, Cобр. Д.В. Разумовского, ф.379, л.39-56
об.
«Фиты из праздников» — втор.четв. XVII в., ГБЛ, ф.379, собр. Д.В.
Разумовского, л. 323 об.-324 об.; «Фиты розводныя...» — втор. четв.
XVII в., ГБЛ, ф. 379, № 13, л.278-280.
<515>
Печатные издания
Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. Москва, 1962.
Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Ленинград, 1972; Лица
и фиты знаменного распева. Ленинград, 1984.
Вознесенский И.И. О церковном пении греко-российской церкви. Болшой
и малой знаменной роспев. Киев, 1887.
Калашников Л.Ф. Октай и азбука церковного знаменного пения. Киев, 1908.
Кравченко С.П. Фиты знаменного роспева (на материале певческой книги «Праздники"). Автореферат канд. дис. Ленинград, 1981.
Кручинина А.Н. Попевка в русской музыкальной истории XVII века. Автореферат
канд.дис. Ленинград, 1979.
Металлов В.М. Азбука крюкового пения. Москва, 1899; Осмогласие знаменного
роспева. Москва, 1899; Русская семиография. Москва, 1912.
Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Ленинград, 1979.
Разумовский Д.В. Церковное пение в России. Москва, 1867-1869.
Смоленский С.В. Азбука знаменного пения (Извещение о согла снейших
пометах) старца Александра Мезенца (1668-го года). Казань, 1888.
О древнерусских певческих нотациях. Санкт-Петербург, 1901.
Смоляков Б.Г. К проблеме расшифровки знаменной нотации. — В: Вопросы
теории музыки. Вып. 3. Москва, 1975.
Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. Москва, 1971.
<516>
Фортов. Азбука и ключ безпометному тушевому знамени с переводом на
современную линейную ноту цефаутного ключа. — В: Круг церковного
древнего знаменного пения. Санкт-Петербург, 1884.
Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. Москва, 1983.
Gardner J., Koschmieder E. Ein Handschrift Lehrbuch der alt-russischen Neumenschrift.
I-III Munchen, 1963-1972.
Карастоянов Б.П.:
Строение попевок знаменного распева. — Доклад
на конференции о древнерусской музыке. Москва, 1971.
Попевки знаменного роспева.- Доклад на симпозиуме о старославянской музыке.
София,1971.
Тонемы и просодемы знаменного распева. — В: МААФАТ, 75. Первый всесоюзный
семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа
музыкальных текстов. Ереван, 1977, 148-155.
Мелодические формулы знаменного роспева. Попевки. Исследование таблицы. 1979 (рукопись).
Тонемите в знаменния разпев. — Българско музикознание, 1980, №
4, 50-66.
Мелодические формулы мотивов знаменного роспева. Доклад
на конференции по древнерусской музыке. Москва, 1982.
Сегментация
мелодий знаменного распева. — В: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. Ленинград 18-24 мая 1982. Москва, 1984, 47-50
Мотивите в руския знаменен разпев. — Българско музикознание (София), 1986,
№ 1, 41-50; Сричката — най-малката певчески значима текстова единица
в знамения роспев. — Българско музикознание (София), 1986, №4, 4,
25-35. [в переводе на русский язык: "Мотивы в русском знаменном распеве"]
7) В одном из кокизников запись воспроизведена неполно без знамени стопица, что является ошибкой... 1б. л.93 |