1. В мелодической ткани песнопений интонационные формулы
знаменного осмогласия выступают обычно в виде многочисленных
вариантов, каждый из которых связан с текстовым колоном различного
масштаба и строения (Пример № I, попевка второго гласа Таганец).
Сравнивая эти варианты, можно
установить, что при изменении конфигурации интонационной формулы,
ее знакового начертания или слогового распева, комбинируются
элементы мелодии, соизмеримые между собой по длительности,
звуковому составу и местонахождению в звуковысотной кривой мелодического
построения.
1.1 По числу звуков сочетаемые здесь элементы могут быть
отнесены к трем группам:
1. один звук (пример №I, элементы В,Г,Д,Е,Ж,К,Н,О,П,Р.),
2. двузвучный восходящий оборот (там же, Б,И,М),
3. двузвучный нисходящий оборот (там же, А,3,Л).
Большинство из них равны по протяженности, только конечный
звук цитируемых фрагментов в два раза длиннее предпоследнего,
образуя тем самым ритмический каданс попевки.
1.2. Эти разные по звуковому составу и протяженности фрагменты
являются, однако, соотносимыми единицами мелодического движения
подводка к вершине (элементы Б,М), вершина (В,И,Н), повтор в
речитативе (Д,Е,Ж,К), спад от вершины к речитативному повтору (элемент Г),
спуск с речитативной строки перед вершиной или ее подводкой (А,3,Л)
и финалис (элемент
Р).
1.3. Из тех же самых элементов мелодического движения сложены
все остальные знаменные попевки (Пример № II, попевки второго
гласа Подъем, Мережа, Дыда, Муга). На тех участках их напева,
где каждый фрагмент исполняется отдельным слогом
(Пример I,4, I,6 и др.) видна связь этих интонационных
оборотов с элементами мелодического движения в чтении на распев
(Пример №III, расшифровка Т.Ф.Владышевской). Те же самые компоненты
мелодической кривой (выделение ударного слога высотой или длительностью,
ровное исполнение неударных, спуск перед высоким звучанием,находящегося
за ударным слогом, долгая концовка и др.) — характерны и для
речевых интонаций.
1.5. Таким образом, в приведенных выше образцах попевки Таганец
комбинируются типичные мелодические ходы, реализованные в характерных
для знаменного распева интонационных моделях: краткие (одномерные)
и долгие (двухмерные), однозвучные, двузвучные восходящие и нисходящие, в разных
отрезках мелодического построения.
1.5.1. Интонационные ходы как постоянные элементы мелодии,
воспроизводимые целиком в новых мелодических формулах, выступают
в качестве кратчайших единиц знаменного распева. Эти единицы,
рассматриваемые нами как единицы дифференциального уровня,
на котором музыкальный язык выступает лишь как «система
различительных знаков», обозначаются термином тонема.
1.6. В пользу того, что тонема является единицей музыкального
языка, говорит и тот факт, что она становится разграничивающим
(релевантным) элементом для мелодических единиц более высокого
порядка. Замена одного из элементов тонемной комбинации является,
например, приемом образования новой интонационной формулы
(Пример № IVз, попевки второго гласа
Повертка и Переволока), а изменение высотного положевия тонемы —
прием создания высотных вариантов мелодической формулы (Пример
№Vг,
попевка второго гласа Кулизма средняя, в начальном мотиве которой
опорный элемент лежит на речитативной строке и занимает либо соседнюю
вышележащую ступень, либо находится на две ступени выше).
2. Генетически связанные с речевыми интонациями попевки знаменного распева функционируют как автономные интонационные формулы, на мелодии которых, как было сказано выше, подкладываются тексты разного масштаба и строения. К тонемам здесь проставляются слоги колона (Примеры № I/1, I/4, I/6, II/1, II/2).
5. В определенных случаях слоги размещаются на две тонемы (Пример №VI/3-4, выравнивание масштаба сильной и слабой тонемы в попевке второго гласа Вознóс конечный; Примеры № I/2м-н, I/2о-п, I/3н-о, I/7в-г, I/8и-л, I/9б-в, координация метрических групп колона и попевки) или, реже, на три тонемы (Прим. № V/4в-г-е, согласование масштаба текстовой и мелодической метрических групп). Единичными образцами представлены в попевках второго гласа случаи дробления одной из долгих тонем на две части, к каждой из которых представляется слог (Пример № VIк, координация масштаба текста и напева).
2.1. Расстановка слоговых единиц колона по тонемам попевки производится по строго определенным схемам, характерным для всех попевон знаменного распева.
2.1.1. Применяемые здесь модели озвучивания слогов (с одной или несколькими тонемами, или с частью тонемы), которые передаются в столповой нотации зваменного распева основными знаковыми единицами, т.е. знамена, обозначаем термином просодема.
2.2. Если тонемами измеряем величину и протяженность мелодических
формул, то просодемами подсчитываем количественные показатели
метрических схем основных формул знаменного распева и их вариантов.
Например, сложенные из шести тонем семиморный (последняя тонема долгая)
кадансовый мотив Муга, каждая интонационная единица которого принимает
слог (Пример № II/4, д-е-ж-з-и-), или восьмиморный (с двумя
долгими конечными тонемами) кадансовый мотив попевки Кулизма
средняя (Пример № V/3, к-л-м-н-о-п), или основная пятичленная
метрическая группа пятиэлементного кадансового мотива Таганец
(Пример № I/1, м-н-о-п-р) и ее производные варианты
(Примеры № I/8, м-в-о-п-р; I/3, м-в-о-п-р; I/2
м-н-о-п-р).
2.2.1. Выделение двух единиц — тонем и просодем, их измерение,
классификация и каталогизация становится необходимым как
для составления интонационного словника знаменного осмогласия,
так и при изучении каждого конкретного песнопения.
3. С составлением списков интонационных и просодических моделей,
число которых в попевках знаменного распева невелико, сегментация
нотволинейных источников конца ХVII — начала ХVIII веков и расшифровок
ныне сделанных фонограмм становится относительно простой операцией,
поддающейся
определенной автоматизации. Классификация основных единиц такой
сложной знаковой системы как столповая нотация знаменного распева
является более трудной и тем не менее осуществимой сегодня,
на наш взгляд, задачей, с решением которой соответственно упростится
и обработка крюковых источников второй половины ХV — первой
половины ХVII веков.
(Нами закончены списки тонем, просодем и знамен в праздничных
стихирах второго гласа по рукописи конца ХVII века (Гос. истор.
музей. Син.певч.собр., №41), на материале которых написана данная
статья.)
Дефиниции терминов
1. КО'ЛОН. Ко'лоном называем отрезок текста, исполняемый одной
из интонационных формул напева. В древнейших рукописях колон
выделялся разграничительным знаком высокой точки
(η άνω τελεία).
2. МОРА (лат. mora, греч. χρόνοσ
πρώτοσ). «Единица
длительности в античном метрическом стихосложении, равная времени
произношения краткого слога; мора является не абсолютной, относительной
единицей длительности, зависящей от темпа речи» (В.Ф.Беляев,
Основная терминология метрики и поэтики. Приложение к Словарю
лингвистических терминов, М., 1969, стр.583).
Протяженность кратного элемента мелодии, как и длительность
краткого слога, рассматривается нами как основная временная
единица. По сложившейся в вотнолинойных переводах конца ХVII
века традиции, краткие элементы знаменного распева передаются
половинной нотой, а долгие — целой.
3. ПОПЕВКА. Попевками называют в древнерусской теории музыки
интонационные формулы речитативного склада.
4. ПРОСОДЕМА. «Кратчайшая просодическая единица данного
языка, т.е. слог или мора (в моросчитающих языках)». (О.С.Ахманова.
Словарь лингвистических терминов, П., 1969, стр.367.)
5. ТОНЕМА. В теории речевой интонации тонемой называется:
1. «семиологически релевантная единица высоты тона, входящая
в систему просодических средств данного языка. 2. Единица
мелодического членения речи» (там же, стр.477).