«Приходской листок»
православной общины
во имя святаго Царя страстотерпца
Николая Второго, №1, ноябрь 2001 г.
Елена Нечипоренко
В нашем приходе, как и везде сейчас в России, большинство
людей пришли к вере недавно. Перед каждым стоит трудная задача
научиться жить по-христиански, переосмыслить всё от бытовых мелочей
до вопроса о смысле жизни.
Преподобный Серафим Саровский говорил Н. А. Мотовилову:
«Истинная же цель жизни нашей состоит в стяжании Духа Святаго
Божьяго... а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа
делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьяго».
Как такое средство, как помощь в духовной жизни,
как учителя молитве и православному отношению к
богослужению понимаем мы удивительное богатство русской церкви русское
богослужебное пение, знаменный распев. Он открывается нам сейчас после
долгого забвения, как открываются мощи святых для исцеления и
духовного укрепления.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога yзрят (Мф.5:8).
Святые, чистые сердцем, видели реальность духовного мира, и Церковь
веками собирала его образы для нас, невидящих, в иконах и росписях
храмов. Имеющим чистое сердце дано было слышать и небесные звуки,
ангельское пение. Образ его в нашем знаменном распеве.
Как в русском бытовом языке нет форм для содержания, передаваемого
языком богообщения церковно-славянским, так и мирские живопись
и музыка, говорящие о земном, не имеют тех средств говорить о Небесном,
какие веками накапливались в иконописи и знаменном распеве. Икона
и знаменный распев неотрывны от молитвы, богослужения, храма
постепенно узнавая и понимая их, мы постигаем целостность
церковной жизни.
Мы стараемся восстановить знаменное пение на
богослужении, и так дороги бывают нам свидетельства того, что
наше ещё несовершенное пение не закрывает силу и духовную красоту
знаменного распева. Так это было в Ачаирском монастыре под Омском,
где нам посчастливилось послужить воскресную службу, когда
старенькая монахиня вошла в храм, послушала и сказала: «Русь
святая поёт».