[ ПРОТИВ ИЗВЕСТНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ]
В настоящее время можно говорить о возрождении в русской Православной Церкви
канонического богослужебного пения. Знаменный распев снова звучит во многих
монастырях и приходах, организуются школы знаменного пения, съезды головщиков
(регентов) и т. д. В то же время опыт практического восстановления знаменного
распева показывает, что по отношению к русскому богослужебному пению накопился
целый ряд заблуждений.
режде всего, знаменный распев часто связывают со старообрядческой церковью,
называя его пением раскольников. Это неверно. Знаменное пение — это пение
единой Русской Церкви, звучавшее в ней 7 веков.
У его истоков стояли такие подвижники, как прп. Феодосий Печерский, такое
пение слышал прп. Сергий Радонежский. Богослужебное пение рассматривалось как
продолжение монашеского молитвенного делания. Только знаменный распев обладает
полнотой — дошедшие до нас крюковые книги включают полный круг
песнопений, которые удивительно соответствуют богослужению по ритму,
характеру, продолжительности, так как складывался распев в нерасторжимом
единстве с богослужением.
торое заблуждение: знаменный распев считают одним из стилей музыки,
включенным в линию эволюционного развития музыкальных стилей. Как будто
знаменный распев имеет предшественником какой-то музыкальный стиль и со
временем естественно переходит в более развитые формы, например, в
многоголосие. Это также неверно. В основе смены стилей в светской музыке стоит
прежде всего смена содержания. Но для богослужебного пения содержание
неизменно, вечно, а во времени происходит не развитие, а выявление,
приближение к Истине в периоды духовных подъемов, или искажение, замутнение
при спадах. Вершинные точки, связанные с молитвенным подвигом русских
православных людей, отпечатались, закрепились в знаменном распеве. Это и есть
Предание — собранный опыт великих подвижников Церкви, становящийся достоянием
всей Церкви, всех ее членов.
Отличие богослужебного пения от музыки видно и в используемых знаменным
распевом средствах. Главная функция его — ясное и сильное
произнесение слова — диктует использование монодии, отсутствие метрической
пульсации и периодичности в форме. Богослужебному пению свойственна ровность,
безпорывность, соответствующие постоянству молитвенного подвига. В нем нет
собственно музыкальных формальных эффектов, кульминаций, динамических и
темповых контрастов. Нет изоляции, завершенности, характерной для музыкального
произведения. Песнопения разомкнуты, включены в целое богослужения.
Евангельская стихира большого знаменного распева, звучащая в конце
продолжительной службы, слушается совсем не так, как исполненная отдельно. Ее
восприятие подготовлено всем предыдущим звучанием службы, и не только
мелодически. В воскресной утрени она возвращает внимание молящегося к
уже пережитому — сначала при чтении Евангелия, затем при его повторе-пересказе
в эксапостиларии. Только особое сосредоточенное внимание к Слову Божиему на
богослужении может объяснить само явление большого знаменного распева.
ще один неверный уклон в отношении к знаменному распеву — музейный. Знаменный
распев с такой точки зрения — явление исторически локализованное, к
современной практике никакого отношения не имеющее. Исследователями ставится
задача точно реконструировать исполнение прошлых веков. Но при этом упускается
из виду, что богослужебное пение есть лишь один план в сложной целостности
богослужения, определяется этой целостностью и несет на себе ее отпечаток.
При «музейном» взгляде теоретикам трудно отличить принципиальные черты от
случайных и неважных, а практики начинают искать архаичную «манеру»,
впадают в стилизацию, убивающую знаменный распев как средство богообщения. Музейный
подход совершенно исключает продолжение живой традиции русского богослужебного
пения, возможность появления новых знаменных песнопений, какими, например,
являются сегодня канонично распетые службы новопрославленным святым
...
Елена Нечипоренко (из выступления
на Кирилло-Мефодиевских чтениях
(Новосибирск, май, 2002).