Открыт
1 февраля 2010 года

Реестр научных публикаций

по древнерусской монодии и гимнографии

[+][–] Идея Реестра научных публикаций

Задача Реестра научных публикаций – сделать минимальной задержку между написанием науч­ной работы и её обнародованием.

Эта задержка сильно тормозит развитие нау­ки. Во-первых, другие люди могут продолжать добывать результаты, не зная, что они уже получены. Во-вторых, если за месяцы между выступлением на конференции и публикацией сходные идеи публикуются где-то ещё, то воз­никают трудные споры о приоритете, во избе­жа­ние которых учё­ные сдер­живают свою при­род­ную щедрость и не спешат делиться резуль­та­тами.

Время предоставляет выход – электронные публикации. Некоторые авторы относятся к та­кой форме публикации с недоверием, опасаясь, что юридическое доказательство приоритета бу­дет непростым. С другой стороны, если по­ступ­ление статей фиксируется в одном месте, кото­рое известно всем в научном сообществе, то юридический контроль уступает место общест­венному – более неотвратимому, осмысленному и беспощадному.

Ожидаемые трудности

1. Реестр предназначен для публикации науч­ных статей и книг в конкретной научной об­ласти. Однако невозможно строго сформули­ро­вать различие между научной статьей и, на­пример, полемической записью в блоге. Кроме того, сама идея регистрации статей исключает возможность цензуры по качеству научной работы – в этом принципиальное отличие Реестра от научного журнала, в котором есть авторитетная редколлегия, поддерживающая высокий уровень журнала путём отбора статей.

Остаётся надеяться, что авторы сами блюдут свою репутацию, а вокруг Реестра со временем сложится какая-то форма обсуждения и оценки качества помещаемых работ.

2. Ведущим Реестр придётся брать на себя оценку соответствия присланного материала заявленной тематике Реестра.

3. В Реестр помещаются только материалы, присланные авторами. Это само по себе не решает задачи собирания всех материалов, оставляя вне поле зрения научного сообщества другие статьи и книги. Поэтому просим авторов, публикуемых в Реестре, пропагандировать его среди других авторов в качестве места для публикации.

[+][–] Тематика Реестра

«Реестр научных публикаций по древне­русской моно­дии и гимнографии» собирает ма­те­ри­а­лы, спо­соб­ствующие понима­нию и пра­к­ти­чес­ко­му при­ме­нению церковной моно­дии.

Круг тем для публикаций:

а). Вопросы истории и теории древнерусской монодии; исследования других монодических распевов, направленные на понимание общих для монодии корней или особенностей;

б). Вопросы истории, состава книг и языка сло­вес­ных текстов славянской гимнографии;

в). Литургические вопросы, важные для по­ни­мания особенностей церковного пения;

г). Вопросы методологии научных иссле­до­ва­ний, инструментов и инфраструктуры науки в вышеперечисленных областях;

д). Вопросы практического обучения церков­ной монодии.

[+][–] Правила участия

1. Материалы присылаются в Реестр их ав­то­рами.

2. Минимальный и максимальный размер пуб­ликации не устанавливается.

3. Материалы должны удовлетворять тре­бо­ва­ниям, обычно предъявляемым к научным пуб­ли­кациям. То есть а) используемые автором тер­мины должны быть определены в тексте, или под­креплены авторитетными ссылками, б) со­держащиеся в тексте утверждения должны быть обоснованы публикуемыми фактами или под­креплены авторитетными ссылками.

4. Авторы могут сопроводить материал крат­кой (одно-два предложения) аннотацией, иначе ведушие реестра могут аннотировать материал по-своему.

5. Материалы размещаются на сервере Реес­тра, получают порядковый номер и публикуются с этим номером и датой поступления от автора.

6. Дата работ, ранее опубликованных в печа­ти, опреде­ляется датой их выхода в свет.

7. Исправления в работах, опубликованных че­рез Реестр, не производятся. В то же время мож­но прислать для публикации обновлённую вер­сию. Она получит новый номер в Реестре, но в нём останется и старая версия – так же, как это было бы и в случае традиционной («бумажной») публикации.

[+][–] Технические требования к материалам

Статьи желательно присылать в готовом для электронной публикации виде – то есть не в формате Word, а в формате pdf со всеми встро­енными шрифтами – в таком случае статья появится в Реестре практически сразу.

В других случаях редактору Реестра придётся проводить определённую редакционную работу, что может со временем привести к появлению платы за публикацию в Реестре.

Дата  публикации Автор Название, комментарий
 
130.10.2009 Н.А.Никольская

  «Сказание» инока Евфросина и певческая книжная справа XVII века

Включает публикацию двух редакций самого «Сказания» и замечаний о нём С.В.Смоленского.


213.03.2010 М.В.Макаровская

  Циклы мелодических строк в песнопениях Литургии знаменного распева

Впервые: в ходе интернет-конференции РАМ им. Гнесиных.


304.05.2010 В.Ю.Григорьева (Перелешина)

  О прочтении попевки «Kолесо» в песнопениях знаменного роспева

См. новую редакцию — №9.


419.06.2010
(04.10.2007)
А.В.Шек

  О некоторых принципах реформы знаменного распева в XVII веке на примере попевки «Рафатка»

Впервые: «Богословский вестник, изд. МДАиС», 2005–6, с.372–412.


519.06.2010
(02.04.2009)
А.В.Шек

  Знаки «чашка полная» и «крюк с облачком» в певческих рукописях и теоретических руководствах по знаменной нотации XV–XVI веков

Впервые: «Богословский вестник, изд. МДАиС», 2008–9, с.356–390.


617.08.2010
В.Ю.Григорьева (Перелешина)

  Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «Колесо».

2–я редакция статьи №3, исправл. и дополн. См. новую редакцию — №9.


721.08.2010
А.А.Лукашевич

  К прочтению нотации рукописи РГБ Ф. 304/I № 428.

Доклад на междунар. конф. «Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика» (МГК, 12–15.V.2009)


821.08.2010
А.А.Лукашевич

  Принципы изложения материала в путевых (казанских) Согласниках XVII в.

Доклад на междунар. науч.-творч. симпозиуме «Бражниковские чтения» (СПб, 19–24.IV.2010)


911.01.2011
В.Ю.Григорьева (Перелешина)

  Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «Колесо».

Новая редакция статьи №3. Аннотация


1021.06.2011
В.Ю.Григорьева (Перелешина)

  Попевки «стезка», «скачек» и «опромет» в теоретических руководствах и певческих рукописях знаменного роспева (2–я половина XV – XX вв.) Аннотация


1102.02.2012
Д.А.Григорьев

  О переносе на Херувимской песни (по певческим рукописям XVII века)


1204.02.2018
Г.Б.Печёнкин

О древнерусских распевах стихир Пасхи 5–го гласа.